Предметно-развивающая среда
Основной структурной единицей МБДОУ является группа детей дошкольного возраста.
Количество групп в МБДОУ «Детский сад № 2» определяется, исходя из их предельной наполняемости. Предельная наполняемость групп детьми может быть изменена с учетом санитарных норм и контрольных нормативов. Группы комплектуются с учетом возраста детей:
Выпускается тематическая газета, вызывают интерес рубрики «Родительской почты». Безопасно, удобно и эстетично смотрится выставка детских работ, созданная по нашему эскизу. Алгоритм одевания стал полезен не только для детей, но и для взрослых, а кукла Маша ежедневно помогает прививать малышам навыки самообслуживания, столь необходимые в раннем возрасте. Интересной находкой мы считаем шкатулку успехов «Мы растем – мы развиваемся», которая позволяет родителям узнавать о продвижениях в развитие ребенка, своевременно поддерживать его в приобретенных навыках.
ПРС в группе организуется для детей, поэтому все предметы, их окружающие, соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей в соответствии с федеральными требованиями к основной образовательной программе по образовательным областям.
Комфортность и безопасность обстановки достигается путем сходства интерьера группой комнаты с домашней обстановкой. Мы выбрали спокойную цветовую гамму стен, причем окрасили стены в разные цвета, что, на наш взгляд, создает психологический комфорт и подчеркивает индивидуальность группы.
В соответствии с возможностями планировки формируем ПРС образовательных областей.
Физическая культура, здоровье и безопасность.
Пространство в группе для свободного перемещения, удовлетворяющее двигательную потребность ребенка, умение действовать самостоятельно, ориентироваться в пространстве. Чтобы дети большую часть времени проводили в движении, в группе имеется различный материал: мягкие модули, машины, каталки, коляски, мячи, кегли и др.
Важно наличие спортивного оборудования в группе раннего возраста – излюбленное место горка, лесенка, ребристая и наклонные доски, различные
дорожки (следочки), коврики разной поверхности, мячи для прилипания. Доступность легкость материала – все это вызывает у малышей интерес и побуждает к действию с ними. Индивидуальные коврики для массажа стоп.
Алгоритм умывания в умывальной комнате знакомит детей с первыми правилами ухода за своим здоровьем.
В группе есть переносные конструкции, которые удобны в использовании. В любое время их можно убрать или выставить (сухой бассейн, маленький домик – один из вариантов уголка уединения).
Второй вариант- уголок «Позвони маме». Семья является частью его внутреннего мира, поэтому здесь малыши разговаривают с мамой по любому современному виду связи, рассматривают фотографии, просто отдыхают. Зеркало- необходимый атрибут группы раннего возраста.
Развитию игры, побуждающую к общению служит и подвесная карусель, которая легко убирается и не мешает бытовой игре детей. Навыкам общения, познания окружающего мира способствует игровой уголок, оборудованный всем необходимым. Наряду с реалистическими игрушками, здесь расположены предметы неопределенного назначения, которые способны стать предметами - заместителями: шарики, колечки, бруски. Дети с удовольствием играют, моделируют семейные отношения, наряжаются.
Познание у детей раннего возраста происходит через предметную деятельность по нескольким линиям развития:
Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование.
Третий год в группе действует «Родительская почта», через работу которой родители получают ответы на интересующие их вопросы или темы.
Традиционными стали выпуски групповой газеты, посвященной анонсированию определенного события в группе или по результатам его проведения.
Интересным решением считает выставку детских работ, которая выполнена безопасно, удобно, доступно для детей. А в «Шкатулку успеха» складываются карточки для родителей с ежедневными «победами» детей.
Предметно-игровая среда группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по зонам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (познавательная, изобразительная, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к самостоятельному освоению окружающего мира.
Для сохранения здоровья в предметно-развивающую среду мы включили следующее:
Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной предметной среде.
Для наглядного видения настроения каждого ребенка создана стена настроения, где каждый ребенок с помощью цвета может выразить свое настроение в данное время, что позволяет воспитателю своевременно и правильно реагировать на создание комфортной обстановки для каждого ребенка.
Давая ребенку определенные знания и представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством передачи социального опыта, всестороннего развития ребенка.
С целью развивающей направленности предметной среды мы учли следующие условия:
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр и инсценировок.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. В уголке детского экспериментирования дети играют с песком, водой, красками, пеной, учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок, знакомятся с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы, микроскоп).
Дети знают, где в группе можно хранить игрушки, “драгоценные” для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки. В группе имеются выставки фотографий “Вот мы какие”, хранятся семейные альбомы.
- от 2-х до 3-х лет – первая младшая группа;
- от 3-х до 4-х лет – вторая младшая группа;
- от 4-х до 5 лет – средняя группа;
- от 5 до 6 лет – старшая группа;
- от 6 до 7 лет – подготовительная к школе группа.
1 младшая группа (возраст детей 2-3 года)
МБДОУ «Детский сад №2»
Группа раннего возраста первой встречает малышей и родителей в детском саду. Проживание детей в группе во многом определяет отношение родителей к детскому саду на протяжении всего дошкольного возраста, создает и поддерживает имидж учреждения. Любая группа начинается с раздевальной комнаты. Основной акцент мы сделали на том, чтобы пребывание в этом помещении вызывало у ребенка интерес: - шкафчики с картинкой - фотографии детей группы вызывают положительные эмоции Очень важно, чтобы и родители в раздевальной комнате чувствовали себя комфортно. Здесь расположен информационный стенд со всей нужной информацией, созданный руками одной из мам.




- становление орудийных действий;
- развитие наглядно-действенного мышления;
- развитие познавательной активности;
- формирование целенаправленности действий ребёнка.
- совочки, лопаточки;
- метелочки, грабельки;
- сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;
- удочки с магнитом для "ловли рыбок";
- игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;
- кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.
- пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
- вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
- матрёшки 3-4-местные;
- "коробки форм", т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
- крупные пазлы и мозаики;
- кубики крупные пластмассовые и деревянные;
- желобок и шарик для скатывания.

- коробочки с секретом;
- детские музыкальные центры;
- механические игрушки;
- клавишные игрушки;
- игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;
- материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.
- фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.;
- пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);
- составные игрушки - машинки, домики и пр.;
- строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;
- бусы для нанизывания;
- шнуровки и застёжки.
- картинки с изображением животных и людей;
- сюжетные картинки с изображением действий;
- наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;
- элементарные виды детского домино и лото;
- последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;
- наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок;
- звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;
- диафильмы;
- игрушечный телефон.
Старшая группа МБДОУ «Детский сад №2»
Вся деятельность воспитателя группы направлена на то, чтобы созданная предметно-развивающая среда позволяла обеспечить психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими, а воспитателю решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Активными участниками образовательного процесса в старшей группе являются родители воспитанников. Вся необходимая наглядная информация для них представлена на современном стенде «Заботливым родителям».


- предметную среду по оздоровлению детей, закаливанию, профилактике заболеваний;
- среду для формирования привычек здорового образа жизни.


- сочетание многофункциональных и легко трансформируемых элементов;
- доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;
- возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности.


Элементы культуры – живописи, литературы, музыки, театра – входят в дизайн интерьера группы.
В группе организованы выставки детского творчества (рисунков, поделок). Воспитатель с уважением относятся к продуктивной деятельности каждого ребенка.